
Паломническая поездка в Коломну
Во четверг, 23 апреля 2015 года, приход храма в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" совершил паломничество в Коломну и посетил Коломенский Кремль, Брусенский женский монастырь, Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, храм Богоявления-в- Гончарах, Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь, Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Андреевском со святым источником.
И снова наше путешествие происходило по стопам преподобного Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и его супруги преподобной Евфросинии.
При въезде на территорию Кремля нас встречал добродушный городовой, который любезно согласился с нами сфотографироваться.
Прежде чем войти на территорию Коломенского кремля, остановимся и оглядимся. С левой стороны мы увидим вал - основание некогда стоявших здесь стен кремля. Хорошо видна Грановитая башня кремля. Название она получила по своей форме: прямоугольная с внутренней стороны и шестигранная снаружи. Такой формы башен больше в Коломенском кремле не было. Справа расположено небольшое здание - бывшая гауптвахта, образец немногочисленных сохранившихся в Коломне казённых зданий.
Недалеко от гауптвахты мы увидим Ямскую башню кремля. Название башня получила от одноимённой слободы. От Ямской башни отходит южное прясло кремлёвской стены, которое реставрировали в 1980-е гг. Подновление стены идёт и в последнее время. Древний ров вокруг кремля некогда он был выложен белым камнем. Находясь на дне рва, вы в полной мере ощутите мощь кремлёвских стен, которые уходят ввысь на 18 - 21 метр.
И вот вы в Коломенском кремле. Вся его территория в 24 гектара не заповедная, а жилая. Кремль не является музейным объектом и открыт для свободного посещения.
Въезд на автотранспорте на территорию кремля разрешается только людям, проживающим здесь, и сотрудникам организаций.
Когда-то всё это пространство было защищено стеной длиной около 2 километров, по периметру которой стояло 16 башен, в 3 из них имелись проездные ворота. До нашего времени сохранилось 7 башен и 2 прясла стены. Возведённый по указанию великого князя Московского Василия III Коломенский кремль был построен русскими мастерами под руководством итальянских зодчих за шесть лет: с 25 мая 1525 года по 15 августа 1531 года. Даже сейчас подобные темпы строительства впечатляют.
Своё путешествие по кремлю мы начинаем с места, где некогда стояли вторые по значимости ворота - Ивановские. Они высились примерно в том месте, где заканчивается прясло стены, идущее от Ямской башни. В высоту достигали 35 метров, длина их была 21 метр, ширина - 15 метров. Это была двухъярусная башня с отводной стрельницей, выложенная из большемерного красного кирпича и украшенная деталями из белого камня.
С того места, где стояли Ивановские ворота, начинается одна из самых привлекательных кремлёвских улиц - Лажечникова. С конца XVIII века она именовалась Брусенской, по монастырю, находившемуся на ней. В народе её называли Почтовой, из-за располагавшейся в одном из домов городской почты. С 1968 года она носит имя первого русского писателя-романиста Ивана Ивановича Лажечникова.
С правой стороны можно увидеть небольшой холм. Это остатки древнего вала XIV - XV веков, на котором стояли деревянные стены предшественника нынешнего каменно-кирпичного кремля. В XIX столетии здесь находилась купеческая усадьба, в начале XX века - кинотеатр «Венеция».
Следующий дом № 7, построенный в первой половине XIX века, обращает на себя внимание скруглёнными углами и фасадом, сочетающим в себе строгость и красоту. В 1873 году здание перешло в муниципальную собственность из частного владения. Здесь проводились заседания Коломенской городской думы и постоянно находился её исполнительный орган - городская управа.
Напротив галереи, за кирпичной оградой со стройными высокими башнями с белокаменными поясами, возвышаются строения Успенского Брусенского женского монастыря. Основан монастырь был в 1552 году, после взятия Казани Иваном IV Грозным, который заложил каменную шатровую церковь Успения Пресвятой Богородицы. Сохранилось предание, что первыми насельниками обители стали участники Казанского похода, т.е. первоначально он был мужским. Прошло чуть более полувека, и в начале XVII столетия, после событий Смутного времени, Брусенский монастырь значился уже как девичий. Расцвет монастыря пришёлся на вторую половину XIX века, при игуменье Олимпиаде (была настоятельницей с 1848 по 1873 годы), могилу которой можно увидеть рядом с входом в монастырь, с правой стороны. Место упокоения игуменьи находится недалеко от алтаря Крестовоздвиженского собора (храм Воздвижения Креста Господня), построенного в 1852 ~ 1855 гг. по проекту архитектора В.Е. Моргана. В этот период были возведены три больших каменных корпуса и хозяйственные постройки.
Название «Брусенский» истолковывается по-разному: и от «убрус» (женский головной платок), и от «брусья», т.е. деревянные, квадратные в сечении брёвна, из которых были сделаны постройки и ограда (что более убедительно).
Перед входом в обитель, справа от центральных ворот, можно увидеть подробную схему зданий на территории монастыря. Некоторые туристы ошибочно принимают монастырь за весь Коломенский кремль.
В 1922 году монастырь был закрыт, в храмах прекратились службы. Крестовоздвиженский собор лишился пяти барабанов с главками, в нём разместили склад, а в Великую Отечественную войну его подвал использовался под бомбоубежище. Колокольня Брусенского монастыря была разобрана, и теперь на место её нахождения указывает часть ограды монастыря, выкрашенная в белый цвет.
В 1970 - 1980 гг. проводилась реставрация Успенской церкви и древнему памятнику был возвращён его прежний облик. 13 октября 1997 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий с амвона этого храма огласил решение Священного Синода Русской Православной Церкви о возобновлении монашеской жизни в коломенском Успенском Брусенском монастыре и о назначении его настоятельницей монахини Анастасии (Печёнкиной). Летом 1999 года была обретена могила игуменьи Олимпиады. В настоящее время ведётся активная реставрация Крестовоздвиженского собора. Вновь засияли золотыми крестами пять его глав. 5 августа 2010 года после длительного перерыва в стенах собора провёл первую Литургию Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
В Брусенском монастыре находилась местночтимая икона Божией Матери «Казанская» - один из первых списков Казанской иконы Богоматери, явленной в 1579 году. В советские годы этот список пропал, но доктору исторических наук профессору А.Б. Мазурову посчастливилось обнаружить в санкт-петербургском архиве её копию маслом на картоне, по которой недавно была написана новая икона.
С территории Брусенского монастыря хорошо просматривается восстановленная в конце 1970-х годов стена кремля с двумя башнями - Коломенской и Грановитой и Михайловскими воротами. Но ощутить в полной мере красоту одной из наиболее примечательных башен кремля - Коломенской, вы сможете только пройдя через Михайловские ворота на мостик, перекинутый через ров. Стройная, высокая (31 м) 19-гранная башня когда-то являлась западной сторожевой вышкой города и охраняла Московско-Рязанскую дорогу. Она насчитывает 8 этажей, её диаметр 11 м. Толщина стен башни уменьшается от 4,5 м внизу до 3 м вверху. Внутри стен находятся кирпичные лестницы. Верхняя часть башни напоминает зубчатую корону из-за пояска декоративных машикулей (навесных бойниц). От Коломенской башни отходит небольшой участок стены, посмотрев на который, легко понять, почему кремль называется каменно-кирпичным. С внутренней и внешней стороны кремля стены выложены кирпичом, а между ними положен белый камень.
Коломенскую башню называют ещё и Круглой, и Маринкиной. Последнее название обращает нас к имени Марины Мнишек (ок. 1588 - 1614) и погружает в легендарную историю Коломенского кремля. В ней вымысел очень тесно переплетается с правдой. После 25 июля 1611 года в Коломне живёт Марина Мнишек, известная авантюристка Смутного времени, жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II: «А была за нею Коломна вся, а чины у нее были царьския все: бояре, и дворяне, и дети боярские, и стольники, чашники и ключники, и всякие дворовые люди. А писалася «царицею» ко всем боярам и воеводам». Марина с сыном от Лжедмитрия II жила в Коломне до 17 июня 1612 года, когда к ней прибыл её любовник атаман Иван Мартынович Заруцкий. С отрядом казаков он «ис под Москвы збежал на Коломну к жонке к Маринке». Заруцкий ограбил, поджёг Коломну «и, взяв жонку да малого, с Коломны пошол» на Рязань. Предание гласит, что, после того, как Марина Мнишек была поймана, её замуровали в Коломенской башне за ложь и обман, чтобы другим неповадно было. Здесь она якобы и умерла стоски по воле. Ато ещё сказывают, что обернулась она сорокой-вороной и улетела через окно-бойницу...
Около Коломенской (Маринкиной) башни, достигая трети её высоты, установлен памятник Дмитрию Донскому.
Если пройти далее по улице Лажечникова, то мы окажемся в сквере Блюдечко ~ одном из наиболее высоких мест города. Такое название оно получило в середине XIX века из-за своей формы, образовавшейся после слома кремлёвской стены. Долгое время считалось, что именно здесь зародился город.В середине 1930-х гг. были организованы раскопки «для поисков первоначальной Коломны». Полученные данные позволили сделать вывод о том, что «основной заселённый центр города XI - XII веков тяготел преимущественно к реке Москве и к месту где река Коломенка вливается в Москву-реку».
С Блюдечка открывается панорама замоскворецких далей с белеющим вдали Богородице-Рождественским Бобреневым монастырём, откуда в тихие дни можно расслышать разливающийся по всей округе колокольный звон. Официальная традиция связывает основание монастыря с обетом, данным сподвижником Дмитрия Донского - Дмитрием Боброком-Волынским - перед битвой на Куликовом поле. В 1381 году был заложен первый камень главного монастырского храма Рождества Богородицы. А вот народ объясняет название монастыря по-своему. Прежде всего обращают внимание на изгиб Москвы-реки, который в городе называют Пьяной лукой. По легенде, ватага разбойников, улучив момент, когда суда из-за изгиба подойдут близко к берегу, брала их на абордаж. После успешно проведённой «операции» разбойники праздновали на широкой луговине. А главарём у них был Бобреня, впоследствии раскаявшийся и основавший монастырь.
С Блюдечка виден Конькобежный центр Московской области «Коломна», открытый 31 мая 2006 года. Возвели его там, где с 1961 года действовала центральная база конькобежного спорта с искусственной ледовой дорожкой при Дворце культуры и спорта.
Вернувшись к входу на Блюдечко, пройдем к Соборной площади - сердцу Коломенского кремля. Наше путешествие продолжается по улице Лазарева. Ранее эта улица носила название Успенской - по кафедральному собору Успения Божией Матери.
При входе на Соборную площадь обратите внимание на деревянный дом с мезонином под № 10, построенный в середине XIX века. Здесь неоднократно в 1911 - 1913 гг. бывал известный русский писатель Александр Иванович Куприн.
На площади взор сразу приковывается к пятиглавому Успенскому собору. Первый Успенский кафедральный собор на этом месте был построен в 1382 году в память о победах русских воинов на реке Воже (в 1378 году) и на поле Куликовом (в 1380 году).
Тот собор выглядел иначе, чем нынешний. Историки архитектуры реконструируют его в виде трёхглавого, на высоком подклете, с междуярусным резным поясом, украшенным пирамидой кокошников. Предполагают, что в росписи собора принимал участие Феофан Грек. Его же кисти приписывают и Донскую икону Богоматери, хранившуюся в Успенском соборе. Начало существования Успенского собора отмечено легендой. В ходе строительства летом 1380 года, перед самым сражением на Куликовом поле, свод обрушился. Многие сочли это за дурной знак, но Дмитрий Иванович перед выступлением из Коломны совершил молебен в разрушенном соборе, чем показал несокрушимость русского духа (заметим, что вряд ли служба прошла в неосвящённом соборе, скорее всего, она состоялась в дворцовой Воскресенской церкви.
В Успенском соборе богатство декора северного портала не уступает нарядной отделке западного. Разгадка этого в том, что северные двери собора были в средние века главным выходом на Соборную площадь и выходом из храма к государеву (ранее - великокняжескому) двору, который отличался большими размерами: в длину 102 м, в ширину 85 м - и был сопоставим с царским двором Московского Кремля. Его существование в Коломне подчеркивала важное значение города. Дворец исчез в огне пожара после разграбления города Мариной Мнишек и Иваном Заруцким.
В 1670-х гг. собор времён Дмитрия Донского разобрали, и на его месте мастером Милешкой (Мелентием) Алексеевым «с товарищи» по заказу коломенского архиепископа Иосифа было возведено новое здание. После пожара 1739 года деревянную кровлю собора «о четырнадцати фронтонах» по числу прясел заменили железной, крытой на четыре ската. В 1802 году по новому рисунку переделали главы Успенского собора. Крупное «поновление» здания происходило в 1887 - 1894 гг. В ходе работ были утрачены аркатура на барабанах, наличники окон (эти элементы восстановили при реставрации фасадов в 1958 - 1963 гг. под руководством архитектора Е.Р. Куницкой). В августе 1999 года было завершено восстановление росписи четверика собора, после чего состоялось его Великое освящение Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, который приезжал в Коломну четыре раза. 13 сентября 2009 года Успенский собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, чей первый визит в Московскую епархию начался с Коломны.
Успенский кафедральный собор открыт в тёплое время года - с весны до осени. Богослужения в нём совершаются по выходным и во все дни церковных праздников. По окончании богослужений храм в течение нескольких часов открыт для посещения.
Поблизости от Успенского собора возвышается 40-метровая шатровая колокольня, возведённая в 1692 году. Массивный куб её основания несёт широкий восьмерик звона, увенчанный шатром с тремя рядами слухов. Когда-то на колокольне были установлены часы с боем. Их механизм находился в цилиндрической шахте здания. В1739 году механизм был повреждён пожаром. Сила огня была такова, что расплавились три колокола на звоннице. После ремонта, обошедшегося в 50 рублей, часы исправно показывали время. Следующая починка была произведена в начале XIX века. До наших дней часы не сохранились. На шатровой колокольне был установлен самый большой в Коломне колокол весом 800 пудов (почти 13 тонн). В XX столетии его уничтожили. В декабре 1990 года на звонницу подняли новые колокола. Самый большой из них нарекли именем Пимен, в честь Патриарха Московского и Всея Руси Пимена (годы патриаршества: 1971 - 1990). Говорят, что тогда он был самым большим по размеру среди новоотлитых российских колоколов.
К шатровой колокольне примыкает пятиглавый зимний Тихвинский храм. Существует предание о строительстве церкви этого посвящения ещё в XVI веке. Но достоверно известно о возведении Тихвинской зимней церкви «коштом коломенского купца и содержателя суконной фабрики Ивана Тимофеева сына Мещанинова». Тихвинский храм был освящён в 1776 году. В середине XIX века староста Успенского собора купец второй гильдии Филипп Назарович Тупицын внёс капитал на строительство двух приделов к Тихвинской церкви, что подразумевало разборку существующего здания. Десятилетие потребовалось на согласование проекта, и в 1861 году строительство шестистолпного трёхапсидного храма было завершено.В 2009 году коломенскими иконописцами выполнена новая роспись храма. Здесь проходят ежедневные богослужения, в выходные дни совершаются две службы.
В 1865 году к западу от звонницы был выстроен двухэтажный корпус приходского соборного училища, завершивший формирование современного ансамбля Соборной площади. Некоторые исследователи полагают, что здание построено в 1912 году. По всей вероятности, тогда оно было расширено, получило пристрой.
Между школой и шатровой колокольней 23 мая 2007 года, во время празднования Всероссийских Дней славянской письменности и культуры, открыли памятник святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, созданный заслуженным художником Российской Федерации А.А. Рожниковым.
В южной части Соборной площади находится комплекс Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря.
На этом месте некогда располагался дворец Коломенского епископа. Коломенская епархия возникла не позднее 1353 года. Её учреждение подчёркивало значимость Коломны для Московского княжества. Коломенская епархия просуществовала до конца 1799 года, когда император Павел I упразднил её. Последний коломенский архиерей вместе с духовной семинарией был переведён в Тулу. Синод, считаясь с древностью Коломенской кафедры, постановил наряду с её упразднением перевести в архиерейский дом братию Голутвина монастыря. Созданный здесь монастырь стали называть Ново-Голутвиным монастырем. Он действовал до 1920-х гг. До наших дней сохранились постройки, возведённые при епископах и позже: архиерейские палаты с домовой Покровской (Сергиевской) церковью (возведена в 1823 году, внеся в архитектуру здания черты псевдоготики), Троицкая церковь, консисторский и семинарский корпуса. В нижнем этаже архиерейского дома сохранилась одностолпная палата XVI века. Консисторский корпус, ныне дом настоятельницы - одна из наиболее ранних построек монастыря - возведён в первой половине XVII века. Здесь располагалась Покровская церковь, упразднённая после пожара 1782 года, затем - консистория. Монастырь окружает ограда с воротами и башнями конца XVIII века. В 1825 году для нужд монастыря строится колокольня со Святыми воротами в основании. Главный храм обители - Троицкий - был построен в 1705 году в стиле московского барокко. Впоследствии он неоднократно переделывался. Храм этот бесстолпный, одноглавый, поставлен на высоком сводчатом подклете (с 1990 года в подклете размещается церковь в честь блаженной Ксении Петербургской, с керамическим иконостасом, выполненным в византийском стиле).
Сейчас монастырь полностью восстановлен, организована монашеская жизнь под руководством настоятельницы игуменьи Ксении (Зайцевой). Здесь около 100 сестёр. В 1999 году на территории обители построена и расписана руками насельниц каменная часовня в честь блаженной Ксении и блаженной Матроны. В 2001 году возведена деревянная часовня в честь святого равноапостольного князя Владимира и великомученицы Анастасии Узорешительницы. В 2003 году в архиерейском корпусе монастыря открылась резиденция Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. При Ново-Голутвине монастыре действует музей, работают мастерские: керамическая, вышивальная, иконописная, ткацкая и столярная. В 1997 году был открыт благотворительный православный медицинский центр, в котором сестрами монастыря - дипломированными специалистами - оказывается безвозмездная медицинская помощь населению. В обители имеется большая библиотека духовной литературы, действует детская воскресная школа.Сестры занимаются разведением среднеазиатских и кавказских овчарок в собственном питомнике.
Выйдя с Соборной площади и повернув налево, мы попадём на улицу Кремлёвскую. Ранее она носила название Воскресенской по церкви Воскресения Словущего, расположенной напротив северных дверей Успенского собора. Когда-то домовая Воскресенская церковь была частью великокняжеского дворца. В ней 18 января 1366 года великий князь Московский Дмитрий Иванович (будущий Донской) венчался с суздальской княжной Евдокией. На протяжении веков церковь изменяла свой внешний и внутренний облик: белокаменный сводчатый подклет сохранился от начала XVI века, а здание неоднократно реконструировалось и перестраивалось в XVIII - XIX столетиях. В храме хранились иконы, которые сейчас находятся в Третьяковской галерее: «Воскресение - Сошествие во ад» (храмовая икона XIV века) и «Троица ветхозаветная» (начало XVI века).
Напротив Воскресенской церкви стоит стройное двухэтажное здание, почтовый адрес которого: ул. Кремлёвская, 18 (своим торцом здание выходит на эту улицу). Оно построено на рубеже XVIII - XIX столетий специально для Коломенского уездного училища.
На углу улиц Лазарева и Кремлёвской располагается церковь Николы Гостиного (ул. Лазарева, 16). Она была построена в 1501 году «замышлением коломенского гостя (богатейшего купца, имевшего особые привилегии) Василия Иванова Юрьева» и от его социального статуса получившая своё прозвание. На древность постройки церкви указывает и многогранный алтарь, свойственный именно XVI столетию, а также характерный кирпич в наиболее старой части церкви. Церковь Николы Гостиного неоднократно расширялась и перестраивалась. Но, несмотря на многочисленные перестройки, сохранилась большая часть четверика XVI века и остатки барабана. Сейчас в храме хранится несколько чудотворных икон.
Интересен тот факт, что служба в храме Николы Гостиного начиналась на час раньше, чем в других церквях, - в 5 часов утра - для удобства купцов города, которые в половине восьмого утра открывали свои лавки.
Далее по улице Лазарева стоит одноэтажный дворянский особняк в стиле ампир, так называемый дом Мозгова (ул. Лазарева, 22). От этого дома открывается вид на небольшую площадь, обозначенную на одном из планов XVIII века как Воздвиженская. Именно этой площадью и завершается улица Лазарева.
На Воздвиженской площади находится изящный Крестовоздвиженский храм. Первое упоминание о деревянной Крестовоздвиженской церкви относится к 1578 году. В 1760-х гг. она возводится в камне.
Здесь в 1790 - 1825 гг. хранился список Донской иконы Богоматери - главной святыни города. В 1832 -1837 гг. церковь была перестроена на средства сестёр М.К. Шараповой и H.K. Колесниковой. Возле Крестовоздвиженского храма можно увидеть небольшой проулок, направленный прямо на церковь Воскресения Словущего. Это остаток средневековой Большой улицы конца XVIII века.
Интересную легенду, объясняющую название башни - Мотасова - приводит Н.П.Гиляров-Платонов в книге «Из пережитого» (1886). Это предание он слышал от своей тёти Марии Матвеевны: «...башня эта, угольная, к Москве-реке, называется «Мотасовою», и вот почему: на ней сидел чёрт несколько сот лет и мотал ногами».
По Крестовоздвиженской церкви носила своё имя и улица Воздвиженская, с 1921 года переименованная в Бобреневскую, а с 1968 года - в улицу Исаева, в честь Героя Советского Союза К.К. Исаева. Он жил здесь, в доме № 5.
Спустившись вниз по улице Исаева, мы выйдем на смотровую площадку.Постойте на этом месте, глядя на течение Москвы-реки вдоль берега, где некогда возвышалась северное прясло кремля. От стен и башен ничего не осталось, лишь кое-где видны проглядывающие из-под земли белые камни основания. На том участке, куда мы попали, стояли Сандырёвская, Бобреневская и Свиблова башни, а также Водяные ворота, расположенные в прясле стены. Свернув направо и пройдя в восточном направлении метров триста, представим, что здесь, на высоком мысу, находилась одна из красивейших башен кремля ~ Свиблова. Её ещё называли Москворецкая, Стрельня, Мотасова, Круглая наугольная. Название башни - Свиблова - вероятно, происходит от имени приближённого Дмитрия Донского - боярина Фёдора Андреевича Свибло, который, возможно, принимал участие в строительстве стен деревянного Коломенского кремля.
Свиблова башня главенствовала над кремлём и окрестностями - её высота достигала 34 метров. Она была более мощной, чем Коломенская (Маринкина), и завершалась пышной короной машикулей, укрытых с боков и сверху. Стояла на берегу Москвы-реки около плашкоутного моста и охраняла водную артерию города. Писцовая книга 1577/1578 гг. в записи о Свибловой башне указывает, что «в подошве у нея тюрма, решотка железная, поверх тюрмы казна».
Рядом с белокаменным цоколем башни располагалась пристань. Именно отсюда, скорее всего, и пошла Коломна. Окончательную точку в решении этого вопроса могут поставить археологические раскопки, которые не охватили пока эту часть кремлёвской территории. Недалеко от Свибловой башни находилась Покровская башня, именуемая ещё Малой или Застеночной (Пыточной). Она была разобрана в начале XIX века. С названием башни - Застеночная - связано любопытное предание. Якобы «в лютую опричнину Грозного» от обилия крови, пролитой в Застеночной башне, покраснела даже вода в Москве-реке. Местность в кремле у этой башни получила характерное прозвище «Щемиловка», от слова «щемить» (улица Воздвиженская (ныне Исаева) в кремле слыла среди населения соответственно Пыточной или Щемиловкой). Четырёхугольные башни, расположенные вдоль берега Москвы-реки, были однотипными и похожими на сохранившиеся четыре башни юго-восточной стороны кремля - Погорелую, Спасскую, Симеоновскую, Ямскую.
Высота этих башен - 24 м, длина - 12 м, ширина - 8 м, толщина стен башен ~ внизу 2,9 м, наверху 1,85 м; они насчитывают 5 этажей, один из них ~ подземный, его боевые окна выходили в ров. Завершаются башни шестым ярусом - галереей, зубцы её, как и зубцы стен, напоминают форму ласточкина хвоста (высота зубцов - 2,5 м, ширина - 1,44 м, глубина - 1 м). Самой маленькой из четырёхугольных башен была Бобреневская: её высота достигала 15 - 17 м. Стояла она на высоком берегу Москвы-реки напротив Бобренева монастыря. Между нею и Свибловой башней находились Водяные ворота. Они были заложены в XVI! веке, а проход, необходимый для спуска к общественной бане на берегу Москвы-реки, пробили в Бобреневской башне.
Вернёмся на Воздвиженскую площадь и пройдём к Пятницким воротам. Рядом с ними расположен небольшой особнячок, известный как дом Луковникова (ул. Лазарева, 28). Он представляет собой типичное «дворянское гнездо» и построен по так называемому «рекомендованному», или «образцовому», проекту в первой половине XIX века в стиле провинциального русского ампира. В 2007 году на стене дома была открыта мемориальная доска, посвященная пребыванию в Коломне 16 июля 1936 года поэтессы Анны Ахматовой, сфотографированной искусствоведом Львом Горнунгом под вязом на фоне дома Луковникова.
Теперь обратим своё внимание на возвышающуюся перед нами Пятницкую башню - главные ворота Коломенского кремля. Именно здесь началось строительство каменно-кирпичного кремля. Башня ворот - трёхъярусная, её высота - 29 м (реставраторы доказали, что первоначально она равнялась 35 м), длина - 23 м, ширина ~ 13 м. От основного объёма башни отходит небольшая отводная стрельня. Под строением был сводчатый подлаз, соединявший крепость с городом. На самом верху башни, в каменной арочке, висел «всполошный» (набатный) колокол, в который ударял дозорный, предупреждая город об опасности. Двойные герсы (особые, спускающиеся при помощи блока решётки) и массивные створчатые ворота защищали вход в башню.
Своё название Пятницкие ворота, вероятно, получили от деревянной церкви во имя святой Параскевы Пятницы, которая считалась покровительницей торговли. На современном этапе проведены большие реставрационные работы, в результате которых на Пятницких воротах были восстановлены металлические зонты, на внутренней стороне ворот помещены изображения наиболее почитаемых в Коломне святых, а в нише установлена Донская икона Богоматери, выполненная на металле электрохимическим способом.
Пройдя через подковообразную арку Пятницких ворот, мы окажемся на Коломенском посаде, где и продолжим своё путешествие. Но прежде чем отправиться в дальнейший путь, оглянемся ещё раз на ворота. Пусть нам покажется «огромная Спасителева икона в богатом окладе, совершенно сходная с Московскою на Спасских же», а под ней надпись, которую цитирует долгое время живший в Коломне писатель Борис Пильняк: «Мир городу сему и всем, кто пройдёт врата сии» или «Спаси, Господи, град сей и люди Твоя и благослови вход во врата сия».
В глубине маленьких посадских домов выделяется голубой храм Богоявления-в-Гончарах.
Первое упоминание о храме в Гончарах относится к XV в. По преданию, супруга царя Иоанна III — София Палеолог — долго молилась о чадородии во многих обителях и дала обет о том, что поставит Божии храмы. Узнав о том, что ждет младенца, царица воздвигла в Коломне деревянный Зачатьевский храм.
На рубеже XVI-XVII вв. эта церковь сгорела. После пожара была найдена в пепле невредимой от огня икона Нерукотворного образа Спасителя, когда-то пожертвованная жителями из деревни Митяево. В память об этом чудесном событии, вместо сгоревшей Зачатьевской церкви, была построена другая — в честь Нерукотворного образа Господня. В XVII в. храм перестраивается и закладывается из камня, сохранив свое старое название. Внешний облик храма подвергся переделкам в духе классицизма. Бесстолпный двусветный четверик церкви был перекрыт лотковым сводом, прорезанным световым центральным барабаном пучкового пятиглавия. 7 июля 1689 г. храм освятили в честь Богоявления Господня. Иконостасы в приделах киоты, паникадила, металлическое ограждение солеи относятся к концу XIX в. Зимой службы переносились в соседний деревянный храм Пресвятой Богородицы. Память об этой церкви сохранилась в Богоявленском храме в названии одного из приделов. В Богоявленском храме служили священниками прадед и дед святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. В 1800 г. при настоятеле отце Никите Афанасьеве были пристроены два придела — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя священномученика Харлампия — и возведена новая колокольня. В советское время Богоявленский храм не закрывался. В храме находятся особо почитаемые святыни: резная икона Божией Матери «Страстная» и ковчег с частицами мощей более шестидесяти святых.
В одном из красивейших уголков Коломны – в месте слияния рек Москвы и Оки расположен Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь Голутвинский Богоявленский монастырь, связанный с победой над Мамаем, был основан в 1385 году на устье реки Москвы близ Коломны. Монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма - Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения - фундамент и цокольная часть - сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название: "камушки Преподобного".
Примерно во второй четверти XV столетия была построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыря - преподобного Сергия Радонежского.
Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря - в ней насчитывалось 123 книги; это огромное число, учитывая, что все они были рукописными и многие на драгоценном пергаменте.
В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. Не случайно на земском соборе 1613 г. избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий.
XVIII век стал временем крутого поворота в судьбе древней Обители. С 1707 г. в монастыре учреждена архимандрия, т.е. все настоятели с этого времени получали высокий сан архимандрита. Росло благосостояние монастыря. Взамен древнего и ветхого возводится новый Богоявленский собор, строится монастырская ограда и колокольня. В 1764 г. произошла секуляризация церковных земель, лишившая монастырь экономической самостоятельности. По утвержденным Синодом монастырским штатам монастырь был отнесен ко II-му классу, что было достаточно высоко и сохраняло за его настоятелем сан архимандрита.
В 1799 г. по церковной жизни Коломны был нанесен жесточайший удар: была упразднена Коломенская епархия, а архиерей был переведен в Тулу на вдовствующую кафедру. Была переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин. Покинутый монастырь пустовал несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из его храмов совершал службы приходской священник. В связи с этим митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) принимает решение о возрождении обители, для чего объединяет его с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырем с тем, чтобы его содержание осуществлялось за счет Бобреневских угодий, и в этот Бобренево-Голутвин монастырь назначается строителем иеромонах Пешношского монастыря Самуил (Колесницын) , с которым перешло еще шесть человек братии.
За периодами возрождения и расцвета шли полосы упадка. Последний всплеск духовного возрождения монастырь пережил в 1912-13 гг., когда его настоятелем был назначен Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), который, проведя в этой должности всего лишь один год, сумел не только исправить нестроения в духовной жизни обители, утвердить ее братию на пути ко спасению, но и за счет пожертвований благотворителей и духовных чад привести в порядок монастырские постройки, кельи и гостиницу. В апреле 1913 г. он умер, но даже за столь короткое время его успели так полюбить, что на проводы (старца погребли в Оптиной) пришла почти вся Коломна. После закрытия в 1929 г. в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, а в 1933 году обитель была переоборудована под общежития рабочих Коломзавода, вербованных в Татарии. В 1947 г. было разрушено гульбище Богоявленского собора, пострадала монастырская ограда.В 1986 г. комплекс зданий монастыря был передан Центру Социальных Инициатив "Отечество", занимавшемся подростковой работой, который пытался приспособить их для своих нужд. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, каретного сарая - кузница, в соборе - склад, в Сергиевской церкви - спортзал.В 1993 г. Коломну посетил Святейший Патриарх, который побывал и в Старо-Голутвине монастыре. В этом году монастырь был передан Московской епархии. 18 декабря 1994 года состоялось официальное его открытие. Божественную литургию совершил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. С 1995 г. в монастыре разместилось Московское епархиальное духовное училище, в 1996 г. преобразованное в Коломенскую духовную семинарию. 16 мая 2006 года были обретены и перенесены в обитель святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского (+3 мая 1937).
Коломенское село Андреевское впервые упоминается в писцовых книгах 1578 года. Известно, что в конце XVI в. этой землей владел «дьяк Ондрей Шерефединов». Возможно, поэтому село было названо - Андреевское.
В окладных патриарших книгах 1639 г. в Пехрянской десятине значится церковь Николая Чудотворца с приделами Димитрия Солунского и Андрея Стратилата «в Коломенском уезде, в поместье Бориса Иванова Пушкина, да Фёдора Глебова, да Антона Загоскина, да Ивана Гаврилова сына Коровина, да Бориса Партенева в селе Андреевском, у речки Коломенки».
В 1780 г., попечением местной помещицы Татьяны Ивановны Тетюшевой, в селе Андреевском была построена каменная церковь в честь Успения Божией Матери. Татьяна Ивановна была дочерью богатейшего коломенского купца Ивана Тимофеевича Мещанинова. Суконная фабрика Мещаниновых располагалась в соседнём селе Лукерьине, здесь же находился купеческий каменный дом. Скорее всего, приделы церкви Успения - мученика Иоанна Воина и мученицы Татианы - были названы в честь святых покровителей семьи Мещаниновых.
Успенский храм расположен в живописном месте на берегу р. Коломенки и являет собой образец провинциальной архитектуры раннего классицизма (или, по мнению других исследователей, - позднего барокко). Он бесстолпный, одноглавый, с высоким двусветным четвериком, окружённым низкими боковыми приделами и апсидальными выступами алтаря и притвора. С притвором соединена трёхъярусная колокольня. Фасады украшены карнизами, оконными нишами, горизонтальным рустом. Характерные элементы наружного убранства - белокаменные вазы, помещённые в нишах по углам четверика и верхнего яруса колокольни. В интерьере частично сохранилась первоначальная лепная отделка. Колокольня увенчана шпилем. По преданию, часть средств на строительство храма собирал блаженный Данилушка из соседнего села Шкинь.
В 1903 г. при Успенской церкви, на средства Московского епархиального училищного совета Кирилло-Мефодиевского братства, было построено деревянное здание церковноприходской школы. В 1916 г. в школе обучались 32 мальчика и 8 девочек.
К церкви была приписана деревянная часовня сельца Выропаевки, построенная в 1896 г. усердием крестьян Хохлова и Швыркова в память «Священного коронования Их Императорских Величеств» (разрушена в советское время).
В 1902 г. заведующим и законоучителем Андреевской школы стал настоятель Успенской церкви священник Николай Андреевич Соловьёв (1885 - 1838 гг.) - один из многочисленного сонма исповедников православной веры, безвинно пострадавших в годы советских репрессий.
Отец Николай прослужил в Успенской церкви больше 35 лет. О нём известно, что родился он в 1885 г. в семье псаломщика. В 1896 г. окончил Московскую Духовную семинарию. В 1898 г. был рукоположен во священника и определён к церкви святителя Василия Великого в Коломенском селе Лыкове. В Успенскую церковь села Андреевского священник Николай Соловьёв был переведён в 1902 г. У отца Николая и его супруги Евгении Фёдоровны было четверо детей. 15 апреля 1938 г. батюшку арестовали по ложному обвинению «в распространении контрреволюционной клеветы, направленной на подрыв колхозного строительства», и 3 августа расстреляли.
Успенский храм был закрыт, все святыни вывезены, утварь конфискована. Боковые приделы мученицы Татианы и Иоанна Воина использовались под хранение минеральных удобрений, но храм стоял долгое время в убранстве, иконы - в ризах. Многие иконы люди прятали у себя в домах. До пожара в конце 1970-х гг. сохранялся деревянный иконостас, украшенный медными чеканными деталями с позолотой.
В 1992 г. храм передан Русской Православной Церкви. С 2003 г. налажено регулярное богослужение. Идёт реставрация. Недалеко от храма в 2005 году восстановлен древний источник во имя Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, построена купальня.
Некоторым прихожанам удалось окунуться в святую воду.