Неделя 6-я по Пятидесятнице, Память Равноапостольной Мари́и Магдалины (мироносицы)
Когда Господь изволил бросить укоризну фарисеям и книжникам, они в ту минуту никого не убили, не обманули, не ограбили. И не только это, но в то мгновение они даже не оскорбили никого словом. Почему же тогда Господь их упрекнул, если не сделали они никакого греха: ни делом, ни словом? – Потому они помыслили худое.
Злой помысел – это тоже грех. Это то великое новое, которое Христос приносит в мир. Ведь именно злой помысел – источный грех всякого порока, так как прежде греховного слова или дела человек впадает в прегрешение мысленное. Помысел – первопричина греха, все прочие грехи суть только следствия. Кто хочет истребить следствия, обязан искоренить первопричину. Кто намеревается остановить течение реки, должен иссушить ее истоки. Итак, пусть никто не оправдывается: я, дескать, не грешен, потому что никого не убил, не ограбил, не обесчестил и не оклеветал. Ведь мы исполнены помыслами убийств, грабежей, насилий и обманов! И если мы делом не учинили тот или иной грех, то это лишь плод милости Божией и внешних обстоятельств. Если бы Бог попустил и обстоятельства тому благоприятствовали, мы совершили бы все те грехи, о которых подумали. Змея ядовита не только когда укусит, но и когда не укусит, потому что носит яд в себе.
Следовательно, помысел – не только грех, но и источник греха, начало греха, семя и корень греха. Вот почему Господь, всевидящий и всеведущий, укорил помысливших злое: «Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?».
Святитель Николай Сербский (Велимирович)
https://azbyka.ru/otechnik/nikolaj_serbskij/ohridskij-prolog/1_48